1
Пояснительная записка
к учебному плану муниципального автономного учреждения дополнительного
образования «Спортивная школа городского округа Красноуфимск»
Учебный план «Спортивной школы городского округа Красноуфимск» (далее
Учреждение) разработан в соответствии с нормативными документами:
Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»
от 14.12.2007 № 329-ФЗ;
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 ноября
2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 года N 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи".
Федеральными стандартами спортивной подготовки по видам спорта;
Уставом МАУ ДО СШ ГО Красноуфимск.
Учебный план является документом, регламентирующим организацию
образовательного процесса и нацелен на:
- организацию тренировочного, методического и воспитательного процессов,
направленных на осуществление разносторонней физической и специальной
спортивной подготовки, а также укрепление здоровья;
- формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
- удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном,
художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в
занятиях физической культурой и спортом;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья
обучающихся;
- обеспечение
духовно-нравственного,
гражданско-патриотического,
военнопатриотического, трудового воспитания обучающихся;
- выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц,
проявивших выдающиеся способности;
- профессиональная ориентация обучающихся;
- создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление
здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;
- социализация и адаптация обучающихся к жизни в обществе;
- формирование общей культуры обучающихся;
- организация медицинского обслуживания, контроль за здоровьем обучающихся,
занимающихся спортом;
- удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не
противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за
пределами федеральных государственных образовательных стандартов и
федеральных государственных требований.
Учебный план отражает специфику Учреждения, реализуя физкультурно-спортивную
направленность в индивидуальных и игровых видах спорта.
В учебный план согласно Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам и Методических
рекомендаций по организации спортивной подготовки в Российской Федерации, Устава
Учреждения входят группы: спортивно-оздоровительные, начальной подготовки,
2
тренировочные по видам спорта в соответствии с уровнями подготовки, указанными в
образовательных программах.
Спортивная школа - профильное учреждение дополнительного образования, основной
деятельностью которого является физическая и спортивная подготовка детей и подростков.
Их личностное развитие.
Учреждение осуществляет образовательную деятельность физкультурно-спортивной
направленности. Физкультурное направление реализуется в таких формах, как физическое
воспитание (связанное с освоением физических и духовных сил человека) и двигательная
реабилитация (восстановление). Задачами этого направления является: привлечение
максимально возможного числа детей и подростков к систематическим занятиям спортом,
направленным на развитие личности, утверждение здорового образа жизни, воспитание
физических, морально - волевых и этических качеств.
Спортивное направление реализуется по программам видов спорта: лыжные гонки,
легкая атлетика, спортивная гимнастика, спортивная (вольная) борьба, футбол, тхэквондо
ВТФ, волейбол, хоккей с шайбой. Перед этими направлениями стоят задачи: формирование у
обучающихся необходимых теоретических знаний в избранном виде спорта; укрепление
здоровья; развитие физических (двигательных) способностей и повышение роста спортивных
результатов с учетом индивидуальных особенностей обучающихся и требований программ
по видам спорта; профилактика вредных привычек и правонарушений.
Содержание учебной и воспитательной деятельности в Учреждении соответствует
основным направлениям федеральной и региональной политики в области физкультуры и
спорта, интересам обучающихся, социальному заказу общества и родителей. Стратегия
образовательной деятельности направлена на создание условий для развития личности,
способной к социализации в современном обществе, для разностороннего физического
развития детей, удовлетворения их интересов, самообразования и творчества, труда,
профессионального самоопределения, разумного содержательного отдыха.
Содержание образования развивается в соответствии с Концепцией развития детскоюношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением
Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2021 г. № 3894-р, Уставом Учреждения,
программой развития и образовательной программой Учреждения.
Содержание образовательных программ развивается с учетом современных социально
- экономических особенностей, состояния здоровья, образовательных и познавательных
потребностей детей города Красноуфимска.
Образовательный процесс обеспечивает обучающимся свободу выбора вида
деятельности с учетом собственных интересов и склонностей на основе преемственности,
вариативности, интегрированности. Содержание программ дополнительного образования
разноуровневое, учитывает психолого-физиологические особенности детей разных
возрастных групп.
Образовательный процесс ориентируется на социальные, практико-ориентированные
и здоровьесберегающие педагогические технологии, поэтому, активно развивается система
социального партнерства и взаимодействия с различными образовательными учреждениями,
организациями, учреждениями, административными органами, общественными движениями.
Перечень дополнительных образовательных программ спортивной подготовки
№
1
2
3
Название программы
Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по легкой
атлетике
Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по лыжным
гонкам
Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по футболу
Срок
реализ
ации
5
5
5
3
4
5
6
7
8
Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по спортивной
(вольной) борьбе
Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по тхэквондо
(ВТФ)
Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по волейболу
Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по хоккею
Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по спортивной
гимнастике
5
5
5
5
5
Перечень дополнительных общеразвивающих программ
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
Название программы
Срок
реализ
ации
Дополнительная
общеразвивающая
программа
физкультурно-спортивной
направленности по лыжным гонкам (216 часов)
Дополнительная
общеразвивающая
программа
физкультурно-спортивной
направленности по спортивной гимнастике (216 часов)
Дополнительная
общеразвивающая
программа
физкультурно-спортивной
направленности по спортивной (вольной) борьбе (216 часов)
Дополнительная
общеразвивающая
программа
физкультурно-спортивной
направленности по легкой атлетике (216 часов)
Дополнительная
общеразвивающая
программа
физкультурно-спортивной
направленности по футболу (216 часов)
Дополнительная
общеразвивающая
программа
физкультурно-спортивной
направленности по тхэквондо (ВТФ) (216 часов)
Дополнительная
общеразвивающая
программа
физкультурно-спортивной
направленности по волейболу (216 часов)
Дополнительная
общеразвивающая
программа
физкультурно-спортивной
направленности по хоккею (216 часов)
Дополнительная
общеразвивающая
программа
физкультурно-спортивной
направленности по лыжным гонкам (социальный сертификат, 144 часа)
Дополнительная
общеразвивающая
программа
физкультурно-спортивной
направленности по спортивной гимнастике (социальный сертификат, 144 часа)
Дополнительная
общеразвивающая
программа
физкультурно-спортивной
направленности по спортивной (вольной) борьбе (социальный сертификат, 144 часа)
Дополнительная
общеразвивающая
программа
физкультурно-спортивной
направленности по легкой атлетике (социальный сертификат, 144 часа)
Дополнительная
общеразвивающая
программа
физкультурно-спортивной
направленности по футболу (социальный сертификат, 144 часа)
Дополнительная
общеразвивающая
программа
физкультурно-спортивной
направленности по тхэквондо (ВТФ) (социальный сертификат, 144 часа)
Дополнительная
общеразвивающая
программа
физкультурно-спортивной
направленности по волейболу (социальный сертификат, 144 часа)
Дополнительная
общеразвивающая
программа
физкультурно-спортивной
направленности по хоккею (социальный сертификат, 144 часа)
3 года
3 года
3 года
3 года
3 года
3 года
3 года
3 года
2 года
2 года
2 года
2 года
2 года
2 года
2 года
2 года
Характеристика структуры учебного плана
Расчет часов и планирование исходят из продолжительности тренировочных занятий:
- дополнительные общеразвивающие программы – 36 недель;
- дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по видам
спорта – 52 недели.
Учебный план предусматривает динамику роста спортивных результатов при
переходе от одного этапа подготовки к следующему и основывается на следующих
показателях: возраст занимающихся, год занятий в школе; спортивный разряд, количество
4
занятий и учебных часов в неделю, а также организационные формы занятий: распределение
времени на основные разделы программы по годам обучения и в соответствии с этапами
многолетней подготовки.
На всех годах обучения осуществляется постоянный контроль за уровнем физической
подготовленности и состоянием здоровья обучающихся. Установление количественных (и
качественных) показателей позволяет определить уровень разносторонней и специальной
подготовленности юных спортсменов в той мере, которая необходима для конкретного этапа
подготовки, при этом учитываются индивидуальные особенности каждого обучающегося.
Учебный план учитывает интересы всех участников образовательного процесса;
видовые особенности учреждения, определяющие содержание, направления, уровень, формы
и результативность всей деятельности учреждения.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Муниципального автономного учреждения дополнительного
образования «Спортивная школа городского округа Красноуфимск»
Дополнительные образовательные программы спортивной подготовки
№ Виды
спорта
Год обучения
НП-1
НП-2
НП-3
ТГ-1
ТГ-2 ТГ-3 ТГ-4 ТГ-5
СС
(отделения)
1 Легкая атлетика
12
21
2 Лыжные гонки
6
12
14
3 Спортивная
12
8
20
12
14
гимнастика
4 Спортивная (вольная)
6
28
борьба
5 Тхэквондо (ВТФ)
10
16
6 Футбол
6
6
12
24
14
16
7 Волейбол
8
8 Хоккей с шайбой
6
14
Итого часов
30
28
54
76
49
32
28
Всего
часов
33
32
66
34
26
78
8
20
297
Спортивно-оздоровительные группы (социальный сертификат)
№ Виды спорта (отделения)
СО
Год обучения
1
2
1 Легкая атлетика
4
4
2 Лыжные гонки
4
4
3 Спортивная гимнастика
4
4
4 Спортивная (вольная) борьба
4
4
5 Тхэквондо (ВТФ)
4
4
6 Футбол
4
4
7 Волейбол
4
4
8 Хоккей с шайбой
4
4
Итого часов
32
32
5
Спортивно-оздоровительные группы
№ Виды спорта (отделения)
СО
Год обучения
1
2
1 Легкая атлетика
42
24
12
2 Лыжные гонки
12
6
6
3 Спортивная гимнастика
36
24
12
4 Спортивная (вольная) борьба
18
6
12
5 Тхэквондо (ВТФ)
6
6
6 Футбол
24
12
12
7 Волейбол
12
12
8 Хоккей с шайбой
6
6
Итого часов
156
84
66
3
6
6
Для дополнительных общеразвивающих программ по видам спорта установить объем
тренировочной нагрузки в неделю в академических часах:
Уровни подготовки
Объем
Общее
Общее количество
тренировочной
количество
часов в год
нагрузки в неделю
занятий в
в академических
неделю
часах
Спортивно-оздоровительный
6
3
216
этап
Спортивно-оздоровительный
4
2
144
этап (ПФДО)
- по дополнительным общеразвивающим программам по видам спорта:
Уровни подготовки
Минимальная
Оптимальный
Максимальный
наполняемость количественный количественный
группы
состав группы
состав группы
(человек)
(человек)
Спортивно-оздоровительный этап
15
15-22
25
Примечание:
1) в командных игровых видах спорта максимальный состав группы определяется на
основании правил проведения официальных спортивных соревнований и в соответствии
с заявочным листом для участия в них;
2) при проведении занятий с занимающимися из различных групп максимальный
количественный состав определяется по группе, имеющей меньший показатель в данной
графе;
3) в группах спортивно-оздоровительного этапа с целью большего охвата занимающихся,
максимальный объем тренировочной нагрузки на группу в неделю может быть снижен, но
не более, чем на 10% от годового объема и не более чем на 2 часа в неделю с
возможностью увеличения в каникулярный период, но не более чем на 25% от годового
тренировочного объёма.
6
Формы контроля, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся
Периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся по программе осуществляется согласно календарного учебного
графика.
Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации:
- входной контроль проводится в форме контрольных
тестов (физических
упражнений) с целью выявления возможностей обучающихся (оценочный материал –
протокол выполнения физических упражнений), наблюдение, анализ выполнения
упражнений.
- текущий контроль успеваемости проводится после прохождения каждой темы
учебного плана программы или предметной области (контрольные упражнения),
наблюдение, анализ выполнения упражнений.
Для определения уровня спортивной подготовленности обучающихся, возможности
их перехода на следующий этап подготовки или завершения обучения проводится
промежуточная и итоговая аттестация.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится по окончанию учебного года.
Осуществление комплексного контроля тренировочного процесса и уровня спортивной
подготовленности обучающихся по предметным областям на всех этапах является
обязательным требованием Программы.
Промежуточная аттестация проводится в форме тестирования, собеседования и сдачи
контрольных нормативов ОФП и СФП с учетом выполнения разрядных нормативов,
согласно ЕВСК.
Целью промежуточной аттестации является:
- установление фактического уровня теоретических знаний и практических умений по
предметным областям программы по виду спорта;
- соотнесение этого уровня с требованиями дополнительных общеобразовательных
программ по видам спорта;
- контроль за выполнением дополнительных общеобразовательных программ по видам
спорта.
Итоговая аттестация обучающихся проводится по окончании обучения по
программе.
Особенностями проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся,
являются:
перевод обучающихся на этап (период) реализации образовательной программы
осуществляется на основании результатов промежуточной аттестации и с учетом результатов
их выступления на официальных спортивных соревнованиях по избранному виду спорта;
по окончании обучения по дополнительным общеразвивающим программам
спортивной подготовки в области физической культуры и спорта обучающемуся
(выпускнику) выдается Свидетельство об окончании образовательной организации.
В случае отъезда обучающихся до окончания учебного года, обучающийся имеет
право пройти досрочную аттестацию на основании заявления родителей (законных
представителей) и по согласованию с тренером-преподавателем. Обучающиеся, не сдавшие
по причине болезни переводные испытания, на основании решения педагогического совета
при наличии медицинской справки могут сдать нормативы позднее. Обучающиеся, не
освоившие образовательной программы по болезни или по другой уважительной причине,
могут быть оставлены на повторный год обучения решением педагогического совета и с
согласия родителей (законных представителей).
Кроме того, контрольно-измерительные материалы предусматривают не только
проведение текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по
программе, но и оценку удовлетворенности качеством дополнительных образовательных
услуг.
7