Волейбол ДОП 216ч

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа физкультурно-спортивной направленности
по волейболу
Возраст обучающихся: 9-18 лет
Срок реализации программы - 3 года

Автор-составитель:
Полежаев Александр Сергеевич,
тренер-преподаватель
МАУ ДО СШ ГО Красноуфимск

г. Красноуфимск
2023 год

Оглавление
Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы ............................................ 3
Комплекс организационно-педагогических условий, включая формы аттестации ..................... 9
Список литературы ....................................................................................................................... 29
Приложение ................................................................................................................................... 31

2

Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы (объем,
содержание, планируемые результаты)
Пояснительная записка
Направленность – физкультурно-спортивная.
Дополнительная
общеразвивающая
программа
физкультурно-спортивной
направленности по волейболу (далее – Программа) разработана в соответствии с
нормативно-правовыми документами:
Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее — ФЗ);
Федеральным законом РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
Стратегией развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее — СанПиН);
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017
г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»;
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №
196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее — Порядок);
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020
года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам,
утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября
2018 г. № 196«;
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей»;
Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
Письмом Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ».
Письмом Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);

3

Приказом Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
Программа служит документом для эффективного построения работы с детьми, на
этапе многолетней подготовки и для содействия успешному решению задач физического
воспитания детей. Программа является основным документом при организации и
проведении занятий в учреждении.
В Программе даны конкретные методические рекомендации по организации и
планированию учебно-тренировочной работы на различных этапах подготовки,
комплектованию групп в зависимости от возраста, уровня развития физических и
психофизиологических качеств, специальных способностей обучающихся.
Волейбол - командная игра, в которой каждый игрок согласовывает свои действия с
действиями партнеров. Различные функции игроков обязывают их постоянно
взаимодействовать друг с другом для достижения общей цели. Эта особенность имеет
важное значение для воспитания дружбы и товарищества, привычки подчинять свои
действия интересам коллектива.
Такая игра, как волейбол развивает мгновенную реакцию на зрительные и
слуховые сигналы, развивает координацию движений, выносливость, силу и ловкость.
Небольшой объём статических усилий и нагрузок в игре благотворно влияет на рост юных
спортсменов. Выполнение умеренной мышечной работы с вовлечением всех основных
групп мышц повышает общую работоспособность организма и его сопротивляемость к
самым различным заболеваниям. Большую роль в решении данного вопроса может сыграть
дополнительная общеразвивающая программа по виду спорта «Волейбол» (далее программа).
Стремление превзойти соперника в быстроте действий, изобретательности,
меткости подач, чёткости передач и других действий, направленных на достижение победы,
приучает занимающихся мобилизовать свои возможности, действовать с максимальным
напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы.
Занятия волейболом способствуют развитию и совершенствованию у
занимающихся основных физических качеств, формированию различных двигательных
навыков, укреплению здоровья.
Игровая обстановка в волейболе меняется быстро. Каждая атака создает новые
игровые ситуации. Эти условия приучают волейболистов постоянно следить за процессом
игры, мгновенно оценивать обстановку, действовать инициативно, находчиво и быстро в
любой игровой ситуации. Изменчивость условий осуществления игровых действий требует
также проявления высокой самостоятельности.
Соревновательный
характер
игры,
самостоятельность
тактических
индивидуальных и групповых действий, непрерывное изменение обстановки, удача или
неуспех вызывают у играющих проявление разнообразных чувств и переживаний. Высокий
эмоциональный подъем поддерживает постоянную активность и интерес к игре.
Эти особенности волейбола создают благоприятные условия для воспитания у
занимающихся умения управлять эмоциями, не терять контроля за своими действиями, в
случае успеха не ослаблять борьбы, а при неудаче не падать духом.
Формируя на основе вышеперечисленного у обучаемых поведенческих установок,
волейбол, как спортивная игра, своими техническими и методическими средствами
эффективно позволяет обогатить внутренний мир ребенка, расширить его
информированность в области оздоровления и развития организма.
Актуальность программы. Для современных детей, ведущих малоподвижный
образ жизни, вовлечение их в различные секции, в условиях агрессивной информационной
среды, формирует позитивную психологию общения и коллективного взаимодействия,
занятия в кружке, секции способствуют повышению самооценки, тренируясь в
неформальной обстановке, в отличие от школы, где предъявляются строгие требования к
4

дисциплине, ребёнок более раскрепощается, что раскрывает его скрытые возможности по
формированию логического мышления.
Программа направлена на формирование характерных особенностей подготовки,
обучающихся как единого непрерывного процесса. Рекомендуемая преимущественная
направленность учебно-тренировочного процесса определяется с учетом благоприятных
фаз возрастного развития физических качеств, сохранение и укрепление здоровья,
расширение двигательного опыта обучающихся, развитие и закрепление интереса к
самостоятельным формам занятий спортивными играми. Программа может
реализовываться в рамках внеурочной деятельности и в системе дополнительного
образования
физкультурно-спортивной
направленности
общеобразовательных
организаций, приобщение их к регулярным занятиям волейболом, выявление одаренных
занимающихся.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена необходимостью
вовлечения обучающихся в социально-активные формы деятельности, а именно в занятия
избранным видом спорта.
Настоящая программа предназначена для подготовки волейболистов в спортивно оздоровительных группах.
Отличительные особенности программы: содержание программы направлено на
формирование навыков здорового образа жизни, физического развития детей и подростков,
воспитанию гармонично развитых личностей, обучение знаниям, умениям и навыкам игры
в волейбол. Данная программа направлена на приобретение обучающимися теоретических
сведений о волейболе, овладение приемами техники и тактики игры, приобретения навыков
участия в ней и организации самостоятельных занятий.
Новизна программы, заключается в том, что она не нацелена на подготовку
профессиональных спортсменов, а развивает «многие свойства личности понемногу», не
выделяющие явно каких-либо приоритетов среди многообразных способностей ребёнка. С
другой стороны, программа взаимосвязана с дополнительной образовательной программой
спортивной подготовки по виду спорта «Волейбол», реализуемой в учреждении.
Адресат программы.
Возраст детей, участвующих в реализация данной программы рассчитана на детей
с 9 до 18 лет, не имеющие медицинских противопоказаний.
Особенности детского организма в том, что в ходе роста и развития строения и
функции всех органов и систем непрерывно совершенствуются.
Для детей школьного возраста естественной является потребность в высокой
двигательной активности. Под двигательной активностью понимают суммарное количество
двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной жизни. В
период учебных занятий двигательная активность школьников не только не увеличивается
при переходе из класса в класс, а наоборот, все более уменьшается. Поэтому крайне важно
обеспечить детям в соответствии с их возрастом и состоянием здоровья достаточный объем
суточной двигательной деятельности.
Зачисление детей для обучения по Программе осуществляется при отсутствии
противопоказаний к занятию соответствующим видом спорта без вступительных
испытаний в порядке очередности поступивших заявлений (Положение о порядке приема
на обучение по дополнительным общеобразовательным программам МАУ ДО «Спортивная
школа городского округа Красноуфимск»).
Режим занятий: Общее количество часов в год – 216 (36 недель).
Продолжительность занятий в группах устанавливается в соответствии с
санитарными нормами и правилами и рассчитана в академических часах (академический
час – 45 мин) с учетом возрастных особенностей. Тренировочный год состоит из 36 недельного цикла. Занятия начинаются не ранее 8:00 часов утра и заканчиваются не
позднее 20:00 часов. Для обучающихся в возрасте 16 - 18 лет допускается окончание
занятий в 21:00 часов.
5

Спортивно-оздоровительная группа 1 года обучения – 2 часа по 45 минут, 3 раза в
неделю.
Спортивно-оздоровительная группа 2 года обучения – 2 часа по 45 минут, 3 раза в
неделю.
Спортивно-оздоровительная группа 3 года обучения – 2 часа по 45 минут, 3 раза в
неделю.
Объем программы: 648 часов
Срок освоения программы: 3 года.
Особенности организации образовательного процесса. Программа традиционной
формы. Обучающиеся сформированы в разновозрастные группы, состав группы –
пополняемый.
Наполняемость групп: разрабатывается и утверждается ежегодно комплектованием
учреждения, согласно муниципальному заданию на текущий год.
Форма обучения – очная.
Виды занятий:
Занятия по программе проходят в виде тренировочных занятий (групповые и
индивидуальные), которые состоят из теоретической и практической работы.
Теоретическая часть включает в себя: краткие пояснения по теме занятия, изучение
спортивных терминов, показ выполнения упражнений. Инструктажи по технике
безопасности, правилам дорожного движения, пожарной безопасности.
Каждая тема занятий предполагает организацию активной спортивной
деятельности (физические упражнения; подвижные игры; мини-соревнования),
познавательно-творческую деятельность обучающихся (беседы; просмотр фильмов на
спортивную тематику, просмотр записи соревнований, анализ действий каждого из
игроков).
Практическая работа: выполнение комплекса упражнений, участие в спортивных
соревнованиях и мероприятиях.
Программа может реализовываться в смешанном (комбинированном) режиме – в
зависимости от специфики задач и представления материала. Соотношение объема
проведенных часов и практических занятий с использованием дистанционных
образовательных технологий и электронного обучения (далее ЭО и ДОТ) или путем
непосредственного взаимодействия тренера-преподавателя с обучающимся определяется с
учетом потребностей обучающегося и условий осуществления образовательной
деятельности или возникшими форс-мажорными ситуациями.
ЭО и ДОТ могут использоваться при непосредственном взаимодействии тренерапреподавателя с обучающимися для решения задач персонализации образовательного
процесса.
Основными элементами системы ЭО и ДОТ являются: образовательные онлайнплатформы; цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах;
видеоконференции; вебинары; Webinar – общение; e-mail; облачные сервисы; электронные
пособия, разработанные с учетом требований законодательства РФ об образовательной
деятельности.
Условия набора детей: принимаются дети, желающие заниматься спортом, не
имеющие медицинских противопоказаний, по заявлению от родителей или законных
представителей.
Программа не предполагает конкурсного отбора. При приеме граждан на обучение
в спортивно-оздоровительные группы по дополнительным образовательным программам
требования к уровню их образования не предъявляются
Программа формирует культуру здорового и безопасного образа жизни,
укрепление здоровья обучающихся. Программа направлена на создание условий для
физического образования, воспитания и развития детей, а также на отбор одаренных детей,
6

проявивших выдающиеся способности в волейболе и подготовки детей к поступлению на
дополнительную образовательную программу спортивной подготовки по виду спорта.
Программа составлена с учетом потребности населения муниципального
образования Городской округ Красноуфимск.
Формами подведения итогов реализации по программе являются:
Промежуточные и итоговые контрольно-переводные испытания.
Для проверки результатов обучения проводится прием контрольных нормативов по
ОФП.
Основополагающие принципы:
- принцип индивидуализации – предполагает учет личных возможностей и
способностей ребенка;
- принцип доступности – программа построена на доступном в изложении
материале;
- принцип последовательности - определяет последовательность изложения
программного материала, чтобы обеспечить в учебно-тренировочном процессе
преемственность задач, средств и методов подготовки, рост показателей уровня физической
подготовки.
- принцип комплексности – предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон
учебно-тренировочного процесса (физической, технико-тактической, психологической и
теоретической подготовки, воспитательной работы и комплексного контроля).
Цель и задачи программы
Целью программы является: формирование знаний, умений и навыков в избранном
виде спорта, создание условий для развития физических и личностных качеств, овладения
способами оздоровления и укрепления организма обучающихся посредством занятий
волейболом, выявление и поддержка талантливых и одаренных детей.
Задачи программы:
Обучающие:
- содействовать правильному физическому развитию и разносторонней физической
подготовленности;
- научить правильно регулировать свою физическую нагрузку;
- обучить навыкам игры в волейбол; начальное обучение тактическим действиям,
привитие стойкого интереса к занятиям волейболом, приучение к игровой обстановке.
Развивающие:
- развить любознательность как основу познавательной активности детей;
- развить координацию движений и основные физические качества;
- развивать двигательные способности;
-формировать навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями во
время игрового досуга.
Воспитательные:
- воспитать чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки, патриотизма к
своей стране через занятия спортом;
- воспитать дисциплинированность;
- пропагандировать здоровый образ жизни и профилактику распространения
вредных привычек;
- способствовать профилактике асоциального поведения;
- воспитать стремление к победе, достижению общей цели.
Практическая значимость программы. Занятия волейболом позволяют решить
проблему занятости свободного времени детей, формированию физических качеств,
пробуждение интереса детей к новой деятельности в области физической культуры и
спорта.
В условиях современной общеобразовательной школы у обучающихся в связи с
большими учебными нагрузками и объемами домашнего задания развивается гиподинамия.
7

Решить отчасти, проблему призвана Программа, направленная на удовлетворение
потребностей в движении, оздоровлении и поддержании функциональности организма.
Содержание программы
Материал программы дается в трех разделах: основы знаний; общая и специальная
физическая подготовка; техника и тактика игры, промежуточная аттестация, участие в
соревнованиях.
Установленная учебная нагрузка является минимальной. Учебно-тематический план
рассчитан на 36 учебных недель. Распределение учебных часов по предметным областям
представлено в таблице.
Спортивно-оздоровительный этап охватывает всех желающих заниматься
волейболом и решает задачу физического развития и подготовленности обучающихся,
воспитания личностных качеств, освоение и совершенствование жизненно важных
двигательных навыков, основ спортивной техники волейбола в процессе систематических
многолетних физкультурно-спортивных занятий.
Планируемый результат: выпускник с развитыми двигательными навыками в
избранном виде спорта для продолжения обучения по дополнительной образовательной
программе спортивной подготовки по виду спорта.

8

Комплекс организационно-педагогических условий, включая формы аттестации
Учебный план
Учебный план Программы состоит из предметных областей, отнесенных к группе
командно-игровым видам спорта.
№

1

2

3

4

5

Спортивно-оздоровительная группа 1-го года обучения
В том числе:
Формы
Тема
Общее
промежуточной
количество
теория
практика
аттестации
учебных часов
6
5
1
Опрос
Теория и методика
физической
культуры и спорта
Общая физическая
86
5
81
Наблюдение,
подготовка
анализ
выполнения
упражнений.
Контрольнопереводные
нормативы
Избранный вид
106
7
99
Наблюдение,
спорта
анализ
выполненных
упражнений
16
1
15
Наблюдение,
Специальная
анализ
физическая
выполненных
подготовка
упражнений
Промежуточная
2
1
1
Контрольноаттестации
переводные
нормативы,
опрос,
тестирование
Участие в
2
1
1
Участие в
соревнованиях
соревновании
Итого
216
19
197

9

№

1

2

3

4

5

Спортивно-оздоровительная группа 2-го года обучения
В том числе:
Формы промежуточной
Тема
Общее
количество теория
практика аттестации
учебных
часов
6
5
1
Опрос
Теория и методика
физической культуры и
спорта
Общая физическая
76
5
71
Наблюдение, анализ
подготовка
выполнения
упражнений.
Контрольнопереводные нормативы
Избранный вид спорта
100
7
93
Наблюдение, анализ
выполненных
упражнений
Специальная
32
3
29
Наблюдение, анализ
физическая подготовка
выполненных
упражнений
Участие в
соревнованиях
Итого

2

1

1

216

21

195

Участие в
соревновании.

10

№

1

2

3

4

5

Спортивно-оздоровительная группа 3-го года обучения
В том числе:
Формы
Тема
Общее
промежуточной
количество
теория
практика
аттестации
учебных
часов
6
5
1
Опрос
Теория и методика
физической культуры
и спорта
Общая физическая
76
5
71
Наблюдение, анализ
подготовка
выполнения
упражнений.
Контрольнопереводные
нормативы
Избранный вид спорта 100
7
93
Наблюдение, анализ
выполненных
упражнений
Участие в
соревновании.
32
3
29
Наблюдение, анализ
Специальная
выполненных
физическая
упражнений
подготовка
Участие в
соревнованиях
Итого

2

1

1

216

21

195

Участие в
соревновании.

11

Содержание программы
Спортивно-оздоровительная группа 1-го года обучения
Тема №1. Теория и методика физической культуры и спорта.
Физическая культура и спорт в России. Задачи физической культуры и спорта,
их оздоровительное и воспитательное значение. Характеристика волейбола. Сведения о
строении и функциях организма человека. Гигиенические требования к местам
физкультурно-спортивных занятий. Понятие о травмах и их предупреждении. Правила
игры в волейбол. Состав команды. Расстановка и переход игроков. Костюм игроков.
Места занятий и инвентарь.
Действие педагога: проводит занятия в форме бесед, лекций, в форме
проведения игры, и т.п.
Действие обучающегося: изучает полученный материал, выполняет задание в
виде тестирования.
Тема №2. Общая физическая подготовка.
В
состав ОФП входят строевые упражнения и команды для управления
группой, упражнения из гимнастики, легкой атлетики, акробатики, подвижные и
спортивные игры.
Гимнастические упражнения подразделяются на три группы: первая для мышц
рук и плечевого пояса, вторая для мышц туловища и шеи, третья длямышц ног и таза.
Упражнения выполняются с предметами (набивные мячи, гимнастические палки,
гантели, резиновые амортизаторы, скакалки) и без предметов, на гимнастических
снарядах (гимнастическая стенка и скамейка, перекладина, канат), прыжки в высоту с
прямого разбега (с мостика), через планку (веревочку).
Акробатические упражнения включают группировки и перекаты в различных
положениях, стойка на лопатках, стойка на голове и руках, кувырки вперед и назад.
Соединение нескольких акробатических упражнений в несложные комбинации.
Легкоатлетические упражнения. Сюда входят упражнения в беге, прыжках и
метаниях.
Прыжки: через планку с прямого разбега, в высоту с разбега, в длину с места,
тройной прыжок с места, в длину с разбега.
Метания: малого мяча с места в стенку или щит на дальность отскока, на
дальность.
Спортивные и подвижные игры: баскетбол, ручной мяч. Основные приёмы
техники игры в нападении и защите. Индивидуальные тактические действия и
простейшие взаимодействия игроков в защите и нападении. Подвижные игры: «Гонка
мячей», «Салки», «Невод», «Метко в цель», «Подвижная цель», «Эстафета с прыжками»,
«Мяч среднему».
Тема №3. Избранный вид спорта
Стойка основная, низкая. Ходьба, бег, перемещение приставными шагами:
лицом вперед, боком (правым, левым), спиной вперед Двойной шаг, скачок вперед,
остановка шагом, сочетание стоек и перемещений, способов перемещений.
Передача мяча сверху двумя руками: подвешенного нашнуре, над собой на
месте и после перемещения различными способами. С набрасывания партнера на месте и
после перемещения, в парах, в треугольнике: зоны 6-3-4, 6-3-2, 5-3-4, 1-3-2. Передачи в
стену с изменением высоты и расстояния, на месте ив сочетании с перемещениями, на
точность с собственного подбрасывания и партнера.
Нижняя прямая (боковая); подача мяча в держателе (подвешенного на шнуре); в
стену- расстояние 6-9 м, отметка на высоте 2м; через сетку – расстояние 6м, 9м; из-за
лицевой линии в пределы площадки, правую, левую половины площадки.
Выбор места при приёме подачи, при приёме мяча, направленного соперником
через сетку, при блокировании (выход в зону «удара»), при страховке партнера,
12

принимающего мяч с подачи, посланного передачей. Выбор способа приёма мяча от
соперника - сверху или снизу.
Тема№4. Специальная физическая подготовка
Бег с остановками и изменением направления. «Челночный» бег на 5,6, и 10м
(общий пробег на одну попытку 20-30м). «Челночный» бег, но отрезок вначале
пробегают лицом вперед, а затем спиной и т.д. По принципу «челночного» бега
передвижение приставными шагами. То же с набивными мячами в руках (2-5 кг) в руках,
с поясом – отягощением или в куртке с отягощением.
Бег (приставные шаги) в колонне по одному (в шеренге) вдоль границ площадки,
по сигналу выполнение определенного задания: ускорение, остановка, изменение
направления или способа передвижения, поворот на 360 градусов, прыжок вверх,
падение и перекат, имитация передачи в стойке, с падением, в прыжке, имитация подачи,
нападающих ударов, блокирования и т.д. То же, подают несколько сигналов, на каждый
сигнал занимающиеся выполняют определенное действие.
Подвижные игры: «День и ночь» (сигнал зрительный, исходные положения
самые различные), «Вызов», «Вызов номеров», «Попробуй унеси», различные варианты
игры «Салочки», специальные эстафеты с выполнением перечисленных заданий в
разнообразных сочетаниях и с преодолением препятствий.
Спортивно-оздоровительная группа 2-го года обучения
Тема №1. Теория и методика физической культуры и спорта.
Физическая культура и спорт в России. Костная и мышечная системы,
связочный аппарат, сердечнососудистая и дыхательная системы человека. Понятие о
травмах и их предупреждении. Первая помощь при ушибах, растяжении связок. Правила
игры в волейбол. Состав команды. Расстановка и переход игроков. Костюм игроков.
Начало игры и подача. Перемена подачи. Удары по мячу. Выход мяча из игры. Счет и
результат игры. Площадка для игры в волейбол в спортивном зале, на открытом воздухе.
Оборудование и инвентарь для игры в волейбол в спортивном зале и на открытом
воздухе.
Тема №2. Общая физическая подготовка.
Акробатические упражнения включают группировки и перекаты в различных
положениях, стойка на лопатках, стойка на голове и руках, кувырки вперед и назад.
Соединение нескольких акробатических упражнений в несложные комбинации.
Легкоатлетические упражнения. Сюда входят упражнения в беге, прыжках и
метаниях.
Прыжки: через планку с прямого разбега, в высоту с разбега, в длину с места,
тройной прыжок с места, в длину с разбега.
Метания: малого мяча с места в стенку или щит на дальность отскока, на
дальность.
Спортивные и подвижные игры: Баскетбол, ручной мяч, футбол, бадминтон и
др. Подвижные игры: «Перетягивание через черту», «Вызывай смену», «Эстафета
футболистов», «Эстафета баскетболистов», «Эстафета с пряжками чехардой».
Тема №3. Избранный вид спорта
Передача мяча сверху двумя руками: подвешенного на шнуре, над собой на
месте и после перемещения различными способами. С набрасывания партнера на месте и
после перемещения, в парах, в треугольнике: зоны 6-3-4, 6-3-2, 5-3-4, 1-3-2. Передачи в
стену с изменением высоты и расстояния, на месте ив сочетании с перемещениями, на
точность с собственного подбрасывания и партнера.
Подачи. Нижняя прямая (боковая); подача мяча в держателе (подвешенного на
шнуре); в стену- расстояние 6-9 м, отметка на высоте 2м; через сетку – расстояние 6м,
9м; из-за лицевой линии в пределы площадки, правую, левую половины площадки.
13

Приём сверху двумя руками. Приём мяча после отскока от стены (расстояние 12м), после броска партнером через сетку (расстояние 6м), приём нижней прямой подачи.
Приём снизу двумя руками. Приём подвешенного мяча, наброшенного
партнером на месте и после перемещения. В парах направляя мяч вперед-вверх, над
собой, один на месте, второй перемещается.
Тактика нападения. Выбор места для выполнения передачи у сетки, для подачи,
для отбивания мяча через сетку, стоя двумя сверху, кулаком, снизу, стоя, в прыжке.
Тактика защиты. Выбор места при приёме подачи, при приёме мяча,
направленного соперником через сетку, при блокировании (выход в зону «удара»), при
страховке партнера, принимающего мяч с подачи, посланного передачей. Выбор способа
приёма мяча от соперника –сверху или снизу.
Тема№4. Специальная физическая подготовка
Бег с остановками и изменением направления. Подвижные игры: «День и ночь»
(сигнал зрительный, исходные положения самые различные), «Вызов», «Вызов
номеров», «Попробуй унеси», различные варианты игры «Салочки», специальные
эстафеты с выполнением перечисленных заданий в разнообразных сочетаниях и с
преодолением препятствий.
Упражнения для развития прыгучести. Упражнения с отягощениями.
Упражнения для развития качеств необходимых при выполнении приёма и
передач мяча.
Многократные броски набивного мяча от груди двумя руками (вперед и над
собой_ и ловля (особое внимание уделить заключительному движению кистей и
пальцев) Броски набивного мяча от груди двумя руками (из стойки волейболиста) на
дальность (соревнование). Многократные передачи баскетбольного (гандбольного,
футбольного) мяча о стену и ловля его. Упражнения для развития качеств, необходимых
при выполнении подач.
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих
ударов.
Упражнения для развития качеств, необходимых при блокировании.
Спортивно-оздоровительная группа 3-го года обучения
Тема №1. Теория и методика физической культуры и спорта.
Физическая культура и спорт в России. Характеристика волейбола. Влияние
физических упражнений на увеличение мышечной массы, работоспособность мышц и
подвижность суставов, развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Гигиенические требования к инвентарю, спортивной одежде и обуви.
правила игры. Судейская терминология. Места занятий и инвентарь. Сетка и
мяч. Уход за инвентарем Оборудование мест занятий в закрытом зале и на открытой
площадке.
Тема №2. Общая физическая подготовка.
Гимнастические упражнения: для мышц рук и плечевого пояса, вторая для
мышц туловища и шеи, третья длямышц ног и таза. Упражнения выполняются с
предметами (набивные мячи, гимнастические палки, гантели, резиновые амортизаторы,
скакалки) и без предметов, на гимнастических снарядах (гимнастическая стенка и
скамейка, перекладина, канат), прыжки в высоту с прямого разбега (с мостика), через
планку (веревочку).
Акробатические упражнения: группировки и перекаты в различных положениях,
стойка на лопатках, стойка на голове и руках, кувырки вперед и назад.
Прыжки: через планку с прямого разбега, в высоту с разбега, в длину с места,
тройной прыжок с места, в длину с разбега.
Метания: малого мяча с места в стенку или щит на дальность отскока, на
дальность.
14

Спортивные и подвижные игры: Баскетбол, ручной мяч, футбол, бадминтон и
др. Основные приёмы техники игры в нападении и защите. Индивидуальные тактические
действия и простейшие взаимодействия игроков в защите и нападении. Подвижные
игры: «Эстафета баскетболистов», «Эстафета с пряжками чехардой», «Встречная
эстафета с мячом», «Ловцы», «Борьба мяч», «Мяч ловцу», «Катающая мишень».
Упражнения для овладения навыками быстрых ответных действий. По сигналу
(преимущественно зрительному) бег 5, 10,15 м из исходных положений: стойка
волейболиста (лицом, боком и спиной к стартовой линии), сидя, лежа лицом вверх и
вниз в различных положениях по отношению к стартовой линии. То же, но перемещение
приставными шагами.
Тема №3. Избранный вид спорта
Перемещения и стойки. Передачи. Отбивание мяча кулаком. Подачи.
Нападающие удары. Техника защиты. Перемещения и стойки. Приём сверху двумя
руками. Приём снизу двумя руками. Блокирование.
Тактика нападения. Индивидуальные действия. Выбор места для выполнения
передачи у сетки, для подачи, для отбивания мяча через сетку, стоя двумя сверху,
кулаком, снизу, стоя, в прыжке.
Вторая передача из зоны 3-му игроку, к которому передающий обращен лицом.
Подача нижняя прямая на точность в зоны – по заданию. Передача мяча через сетку на
«свободное» место, на игрока, слабо владеющего приёмом мяча.
Групповые действия. Взаимодействие игроков зон 4 и 2 с игроком зоны 3 при
первой передаче. Игрока зоны 3 с игроками зон 4 и 2 при второй передаче. Игроков
задней и передней линии при первой передаче. Игроков задней и передней линии при
первой передаче. Игроков зон 6,5,1 с игроком зоны 3(2) при приёме подачи.
Командные действия: Система игры со второй передачи игроком передней
линии: приём подачи и первая передача в зону 3 (2), вторая передача игроку зоны 4 (2).
Тактика защиты.
Индивидуальные действия. Выбор места при приёме подачи, при приёме мяча,
направленного соперником через сетку, при блокировании (выход в зону «удара»), при
страховке партнера, принимающего мяч с подачи, посланного передачей. Выбор способа
приёма мяча от соперника –сверху или снизу.
Групповые действия. Взаимодействия игроков при приёме подачи и передачи:
игроков зон 1 и5 с игроком зоны 6, игрока зоны 6 с игроком зон 5 и1, игрока зоны 3 с
игроком зон 4 и2, игроков зон 5,1,6 с игроками зон 4 и 2 при приёме подачи и передачи
(обманы). Игроков зон 4 и 2 игроком зоны 6.
Командные действия.
Расположение игроков при приёме подачи, при системе игры «углом вперед».
Тема№4. Специальная физическая подготовка
Бег с остановками и изменением направления. Подвижные игры: «День и ночь»
(сигнал зрительный, исходные положения самые различные), «Вызов», «Вызов
номеров», «Попробуй унеси», различные варианты игры «Салочки», специальные
эстафеты с выполнением перечисленных заданий в разнообразных сочетаниях и с
преодолением препятствий.
Упражнения для развития прыгучести. Упражнения с отягощениями.
Упражнения для развития качеств необходимых при выполнении приёма и
передач мяча.
Многократные броски набивного мяча огруди двумя руками (вперед и над
собой_ и ловля (особое внимание уделить заключительному движению кистей и
пальцев) Броски набивного мяча отгруди двумя руками(из стойки волейболиста) на
дальность (соревнование). Многократные передачи баскетбольного (гандбольного,
футбольного) мяча о стену и ловля его. Упражнения для развития качеств, необходимых
при выполнении подач.
15

Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих
ударов.
Упражнения для развития качеств, необходимых при блокировании.
Прыжковые упражнения, описанные ранее, в сочетании с подниманием рук
вверх с касанием подвешенного набивного мяча. То же с касанием волейбольного мяча,
укрепленного на резиновых амортизаторах: с места, после перемещения, после
поворотов, после поворотов и перемещений (различные сочетания), после прыжка в
глубину (спрыгивание).

16

Планируемые результаты
Спортивно-оздоровительная группа 1-го года обучения
Метапредметные результаты:
- умеет адекватно вести себя в различных социальных ситуациях;
-умеет анализировать проделанную работу, планировать и организовывать дальнейшую
деятельность;
- знает основы самостоятельной деятельности эффективными способами- организации
свободного времени;
- умеет слушать и слышать педагога и учащихся в объединении.
Личностные результаты:
-знает соответствующие возрастным особенностям физические качества и потребность в
здоровом образе жизни;
-знает
качества
личности:
дисциплинированность,
терпение,
трудолюбие,
самостоятельность, ответственность, работоспособность, чувство товарищества.
- знает ценностные отношения к себе, другим людям, окружающему миру;
- знает координацию движений и двигательные способности;
-знает положительную мотивацию к познанию, творчеству и достижению цели.
Предметные результаты:
- знает основные понятия и термины в теории и методике волейбола;
- знает о правилах и технике игры в волейбол;
- знает физиологии и гигиены спортсмена;
- знает основы профилактики заболеваемости и травматизма в спорте
- имеет устойчивый интерес к занятиям физической культурой и спортом;
- умеет индивидуальные, групповые и командные действия;
- знает навыки судейства.
Спортивно-оздоровительная группа 2-го года обучения
Метапредметные результаты:
- умеет адекватно вести себя в различных социальных ситуациях;
-умеет анализировать проделанную работу, планировать и организовывать дальнейшую
деятельность;
-знает основы самостоятельной деятельности эффективными способами- организации
свободного времени;
- умеет слушать и слышать педагога и учащихся в объединении.
Личностные результаты:
-знает соответствующие возрастным особенностям физические качества и потребность в
здоровом образе жизни;
-имеет
качества
личности:
дисциплинированность,
терпение,
трудолюбие,
самостоятельность, ответственность, работоспособность, чувство товарищества.
- имеет ценностное отношения к себе, другим людям, окружающему миру;
- владеет координацией движений и двигательные способности;
- имеет положительную мотивацию к познанию, творчеству и достижению цели.
Предметные результаты:
- знает основные понятия и термины в теории и методике волейбола;
- знает знания о правилах и технике игры в волейбол;
- владеет физиологией и гигиены спортсмена;
- знает основы профилактики заболеваемости и травматизма в спорте
- имеет устойчивый интерес к занятиям физической культурой и спортом;
- знает индивидуальные, групповые и командные действия;
- имеет навыки судейства.
Спортивно-оздоровительная группа 3-го года обучения
Метапредметные результаты:
17

- умеет адекватно вести себя в различных социальных ситуациях;
-умеет анализировать проделанную работу, планировать и организовывать дальнейшую
деятельность;
-знает основы самостоятельной деятельности эффективными способами- организации
свободного времени;
- умеет слушать и слышать педагога и учащихся в объединении.
Личностные результаты:
-знает соответствующие возрастным особенностям физические качества и потребность в
здоровом образе жизни;
-имеет
качества
личности:
дисциплинированность,
терпение,
трудолюбие,
самостоятельность, ответственность, работоспособность, чувство товарищества.
- имеет ценностные отношения к себе, другим людям, окружающему миру;
- владеет координацией движений и двигательные способности;
- имеет положительную мотивацию к познанию, творчеству и достижению цели.
Предметные результаты:
- знает основные понятия и термины в теории и методике волейбола;
- имеет знания о правилах и технике игры в волейбол;
- владеет физиологией и гигиеной спортсмена;
- знает основы профилактики заболеваемости и травматизма в спорте
- имеет устойчивый интерес к занятиям физической культурой и спортом;
- знает индивидуальные, групповые и командные действия;
- умеет технически правильно выполнять двигательные действия в волейболе;
- умеет вести наблюдение за показателем своего физического развития;
- навыки судейства.

18

Календарный учебный график 2023-2024 учебный год
№п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
Выходные дни
Окончание учебного года
Входной контроль

11

Текущий контроль

12

Промежуточная аттестация

Показатель
36
108
6
216
17
19
01 сентября
31 декабря - 9 января
31 мая
С 01 сентября по 30
сентября
30 сентября по 26 декабря, с
10 января по 12 мая
С 12 мая по 31 мая

19

№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Условия реализации программы
Материально техническое обеспечение
Наименование инвентаря
Сетка волейбольная со стойками
Мяч волейбольный
Протектор для волейбольных стоек
Барьер легкоатлетический
Мяч набивной (медицинбол)
Мяч теннисный
Насос для накачивания мячей
Скакалка гимнастическая
Скамейка гимнастическая

Кол-во штук
1 шт.
15 шт.
2 шт.
10 шт.
10 шт.
10 шт.
1 шт.
15 шт.
4 шт.

Кадровое обеспечение
Требования к образованию и обучению педагогических работников,
участвующих в реализации общеобразовательной программы: высшее образование либо
среднее профессиональное образование в области физической культуры и спорта.
Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных
законодательством Российской Федерации. Для старшего тренера-преподавателя - не
менее двух лет в должности тренера-преподавателя или педагога дополнительного
образования соответствующей направленности.
Особые условия допуска к работе: Прохождение специальных курсов повышения
квалификации при проведении занятий с детьми школьного возраста. Отсутствие запрета
на занятие педагогической деятельностью в соответствии с законодательством РФ.
Прохождение обязательных периодических медицинских осмотров.
Методические материалы
Программа является составительской, создана на основе примерной программы
для
системы
дополнительного
образования
детей:
спортивных
школ,
специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва по волейболу.
Педагогические технологии:
Личностно-ориентированное обучение. Создание благоприятных условий для
каждого обучающегося.
Здоровьесберегающие
технологии.
Учет
возрастных
особенностей
обучающихся, распределение физической нагрузки с учетом физических возможностей
обучающихся.
Игровая образовательная технология. Включение в тренировочный процесс
эстафет, подвижных и спортивных игр.
Технология индивидуального обучения.
Педагогические принципы:
- принцип природосообразности - доступность (процесс обучения строится
согласно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся);
- принципа гуманизации–сознательная активность обучающегося при руководящей
роли тренера-преподавателя (педагогический процесс строится на полном признании
гражданских прав обучающегося и уважения к нему);
- принцип целостности – системность и систематичность обучения (все
компоненты образовательного процесса взаимосвязаны);
- принцип единства действий учреждения и жизни обучающегося – переход от
обучения к самообучению, связь обучения с жизнью и практикой (установление
взаимосвязи между всеми сферами жизнедеятельности обучающегося, взаимодополнение
всех сфер).
20

В работе используются следующие методы обучения:
- словесный (беседа, рассказ, диалог);
- наглядный (показ правильного выполнения упражнения);
- репродуктивный (воспроизводящий);
- мотивации и стимулирования (формирование интереса к занятиям физической
культурой и спортом);
- игровой метод (развитие физических качеств используя подвижные и спортивные
игры).

№

1

2

3

4

5
6

№

1

2

3

4

Спортивно-оздоровительная группа 1-го года обучения
Формы учебного
Формы, методы,
Материальноприемы обучения, занятия
техническое
педагогические
оснащение,
технологии
дидактический
материал
Тренировочное
Словесный,
Учебные и
Теория и методика
занятие
наглядный,
методические
физической
репродуктивный
пособия
культуры и спорта
Тренировочное
Общая физическая
Барьер
Словесный,
занятие
подготовка
наглядный,
репродуктивный
Тренировочное
Избранный вид
Мяч набивной
Словесный,
занятие
спорта
наглядный,
репродуктивный
Тренировочное
Словесный,
Технико-тактическая Мяч теннисный
занятие
наглядный,
психологическая
репродуктивный
подготовка
Другие виды спорта
Спортивный
Игровой метод
Тренировочное
и подвижные игры
инвентарь
занятие
Промежуточная
Контрольноаттестация
переводные
нормативы,
опрос,
тестирование

Тема

Спортивно-оздоровительная группа 2-го года обучения
Формы учебного
Формы, методы,
Материальноприемы обучения, занятия
техническое
педагогические
оснащение,
технологии
дидактический
материал
Тренировочное
Словесный,
Учебные и
Теория и методика
занятие
наглядный,
методические
физической
репродуктивный
пособия
культуры и спорта
Тренировочное
Общая физическая
Сетка
Словесный,
занятие
подготовка
наглядный,
репродуктивный
Тренировочное
Избранный вид
Мяч
Словесный,
занятие
спорта
наглядный,
репродуктивный
Технико-тактическая Скамейка
Словесный,
Тренировочное

Тема

21

5
6

№

1

2

3

4

5
6

психологическая
подготовка
Другие виды спорта
и подвижные игры
Промежуточная
аттестация

Мяч
волейбольный

наглядный,
репродуктивный
Игровой метод

занятие
Тренировочное
занятие
Контрольнопереводные
нормативы,
опрос,
тестирование

Спортивно-оздоровительная группа 3-го года обучения
Формы учебного
Формы, методы,
Тема
Материальноприемы обучения, занятия
техническое
педагогические
оснащение,
технологии
дидактический
материал
Тренировочное
Словесный,
Учебные и
Теория и методика
занятие
наглядный,
методические
физической
репродуктивный
пособия
культуры и спорта
Тренировочное
Общая физическая
Сетка
Словесный,
занятие
подготовка
наглядный,
репродуктивный
Тренировочное
Избранный вид
Мяч
Словесный,
занятие
спорта
наглядный,
репродуктивный
Тренировочное
Технико-тактическая Скамейка
Словесный,
занятие
наглядный,
психологическая
репродуктивный
подготовка
Другие виды спорта
Мяч
Игровой метод
Тренировочное
и подвижные игры
волейбольный
занятие
Промежуточная
Тесты
Контрольноаттестация
переводные
нормативы,
опрос,
тестирование

22

Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации, обучающихся по программе, осуществляется согласно календарного учебного
графика.
Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации:
- входной контроль проводится в форме контрольных тестов (физических
упражнений) с целью выявления возможностей, обучающихся (оценочный материал –
протокол выполнения физических упражнений);
- текущий контроль успеваемости проводится после прохождения каждой темы
учебного плана программы (контрольные упражнения).
Методы контроля:
- наблюдение за качеством выполнения упражнения обучающимся (лист
наблюдения);
- срез теоретических знаний по темам программы (протокол опроса);
- контрольное задание на выполнение физических упражнений (протокол
выполнения физических упражнений);
- участие в соревнованиях (протокол соревнований).
Промежуточная аттестация обучающихся проводится по окончанию учебного года.
Диагностика результатов проводится в виде тестов и контрольных упражнений.
Итоговая аттестация обучающихся проводится по окончании обучения по
программе. Основной показатель освоения программы - выполнение программных
требований по уровню подготовленности занимающихся, выраженных в количественно качественных показателях технической, тактической, физической, теоретической
подготовленности, физического развития.
Результаты контрольных испытаний являются основой для отбора в группы
следующего этапа многолетней подготовки.
Показатели оценки результатов освоения программы:
- теоретическая подготовка обучающихся по программе (владение терминологией,
знание основных тем учебного плана программы)
- физическая подготовка обучающихся по программе (физическая, техническая
подготовленность, физическое развитие);
- участие в образовательном процессе (посещение занятий, ведение дневника
спортсмена).
Для осуществление текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся
разработаны контрольно-измерительные материалы, в которых указаны формы, цели,
методы текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся, формируется
система оценивания:
- лист наблюдения;
- протокол опроса по теории физической культуры и спорта;
- протокол выполнения физических упражнений.
Кроме того, контрольно-измерительные материалы предусматривают не только
проведение текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
по программе, но и оценку удовлетворенности качеством дополнительных образовательных
услуг.
Форма представления образовательных результатов: личная карточка спортсмена,
дневник спортсмена.
Инструкции
Инструкция №1 по технике безопасности на спортивных площадках утв. приказом №67-ОД
от 04.04.2023г.
23

Инструкция №2 по технике безопасности в спортивном зале, утв. приказом №67-ОД от
04.04.2023г.
Инструкция №5 по технике безопасности при занятиях волейболом, утв. приказом №67-ОД
от 04.04.2023г.
Инструкция №13 по безопасной перевозке в автобусе, утв. приказом №67-ОД от
04.04.2023г.
Инструкция №14 по правилам участий на спортивных соревнованиях, утв. приказом №67ОД от 04.04.2023г.
Инструкция по электробезопасности.
Инструкция №19 по противодействию терроризму и действиям в экстремальной ситуации,
утв. приказом №67-ОД от 04.04.2023г.
Инструкция №20 по пожарной безопасности, утв. приказом №67-ОД от 04.04.2023г.
Требования техники безопасности в процессе реализации программы
Общие требования безопасности
К занятиям по волейболу допускаются учащиеся, прошедшие инструктаж
по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию
здоровья.
При проведении занятиям по волейболу соблюдать правила поведения, расписание
учебных занятий, установленные режимы занятий.
При проведении занятий по волейболу должна быть медаптечка с набором
необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания первой помощи
при травмах.
При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан
немедленно сообщить тренеру, который сообщает об этом администрации учреждения.
При неисправности волейбольного инвентаря прекратить занятия и сообщить об этом
тренеру.
В процессе занятий обучающиеся соблюдают установленный порядок проведения
учебных занятий и правила личной гигиены.
Обучающиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране
труда,
привлекаются
к ответственности,
и со всеми
обучающимися
проводится внеплановый инструктаж по охране труда.
Требования безопасности перед началом занятий
Занятия в спортивном зале необходимо проводить, в спортивной одежде
и спортивной обуви с нескользящей подошвой предназначенной для волейболиста
использованием защитных средств. Играть в волейбол в обуви с кожаной подошвой
противопоказано, так как она имеет плохое сцепление с поверхностью площадки и
возможны падения. Запрещается носить украшения (булавки, браслеты и т.д.) которые в
ходе игры могут стать причиной травмы.
Проверить исправность волейбольного инвентаря (сетка, мяч).
Проверить готовность раздевалки, в соответствии с правилами безопасности
и правила эксплуатации), отсутствие в месте проведения занятий опасностей, которые
могут привести к травме.
Провести целевой инструктаж обучающихся в спортивном зале перед тренировкой.
Требования безопасности во время занятий
Проведение тренировочных занятий не допускается в отсутствии тренерапреподавателя, так как он несёт ответственность за обучающихся.
Начинать выполнять упражнения в спортивном зале и заканчивать их только
по команде тренера-преподавателя,
Не выполнять упражнения при неисправном инвентаре.
Соблюдать дисциплину, строго выполнять правила поведения.
24

Следить друг за другом и немедленно сообщать тренеру-преподавателю
о первых же признаках травм и прочих случаях.
Во избежание травм при падении на колени и локти, одевать наколенники,
налокотники, удобную обувь.
Соблюдать установленные режимы занятий.
Требования безопасности в аварийных ситуациях
При поломке или порче волейбольного инвентаря, снаряжения и невозможности
починить его, сообщить об этом тренеру.
При получении травмы немедленно оказать первую помощь пострадавшему,
при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом
администрации учреждения.
При возникновении пожара в спортивном зале немедленно прекратить занятие,
организованно, под руководством тренера покинуть место проведения занятий через
запасные выходы согласно плану эвакуации.
Требования безопасности по окончании занятий
Проверить по списку наличие всех обучающихся.
Привести в порядок весь инвентарь, проверить его исправность.
Убрать в отведенное место для хранения спортивный инвентарь.
Снять спортивную одежду, обувь.
Тщательно вымыть лицо и руки с мылом.

25

Методические указания к организации промежуточной и итоговой аттестации.
Для оценки уровня освоения Программы проводятся промежуточная (ежегодно,
после каждого этапа (периода) обучения) и итоговая (после освоения Программы)
аттестация обучающихся.
Основные требования к контролю:
1. Контроль подготовки спортсменов предусматривает регистрацию и анализ
основных количественных характеристик тренировочного процесса – тренировочных и
соревновательных нагрузок, а также тех необходимых дополнительных параметров,
которые своей информативной значимостью отражают специфику подготовки в виде
спорта.
2. Контрольные тесты и нормативы спортивной подготовленности юных и
квалифицированных спортсменов определяются задачами этапа их подготовки и
устанавливаются для оценки динамики физического развития, адекватности влияния
тренировочных и соревновательных нагрузок возможностям организма, разрабатываются в
соответствии с видами подготовки и оцениваются на основе результатов комплекса
измерений, необходимых и достаточных для обоснованной коррекции подготовки.
3. Этапные нормативы спортивной подготовленности предъявляют обязательные
требования к общей физической подготовленности юных и квалифицированных
спортсменов, являются основанием для перевода спортсмена на следующий этап
подготовки.
4. Контроль подготовки на этапах годичного цикла проводится с целью выявления
динамики физического развития, оценки подготовленности обучающихся, определения
степени соответствия приростов этих показателей индивидуальным темпам и нормам
биологического развития. Значимость этапного контроля одинакова для всех групп
обучающихся. Значимость текущего и оперативного контроля увеличивается по мере
повышения объема и интенсивности физических нагрузок на тренировочном и
последующих этапах.
5. Все контрольные упражнения указаны для соответствующего периода подготовки
и их успешная сдача дает право перейти на следующий этап (период). Ежегодно приказом
директора МАУ ДО «СШ ГО Красноуфимск» утверждаются сроки сдачи аттестации по
предметной области ОФП (в течение месяца в конце учебного года – май-июнь) и члены
аттестационной комиссии.
Явка на прохождение аттестации обязательна для всех обучающихся. Отсутствие на
сдаче какой-либо контрольного упражнения без уважительной причины может являться
поводом для отчисления, обучающегося из Учреждения.
Для обучающихся, не явившихся на аттестацию по уважительной причине
аттестация будет назначена на другое время.
В случае неудачной сдачи требований аттестации обучающийся имеет право на
повторную аттестацию, но не более одного раза.
На следующий этап подготовки переходят только обучающиеся успешно
прошедшие промежуточную аттестацию по всем упражнениям. Те, кто не справился с
промежуточной аттестацией на следующий этап (период) подготовки не переводятся, для
них возможно повторное прохождение данного периода подготовки (но не более одного
раза на данном этапе) либо данный обучающийся отчисляется из Спортивной школы за не
освоение программных требований.
Для досрочного перехода на этап (период) подготовки необходимо успешно сдать
требования промежуточной аттестации предшествующего данному этапу (периоду)
периода подготовки.

26

НОРМАТИВЫ
по общей и специальной физической подготовке
для приема промежуточной аттестации по «ВОЛЕЙБОЛУ»
№

Упражнение
измерение

1
2

3

4

5
6

норматив
мальчики
СОГ-1 СОГ-2 СОГ-3

СОГ1

нормативы общей физической подготовки
Бег на 30 м
С
7,3
7,0
6,7
7,7
см
120
130
140
110
Прыжок в длину с
места толчком двумя
ногами
количество
6
7
8
4
Сгибание и
раз
разгибание рук в
упоре лежа на полу
см
+1
+2
+3
+2
Наклон вперед из
положения стоя на
гимнастической
скамье (от уровня
скамьи)
нормативы специальной физической подготовки
Челночный бег 5*6м
с
12,2
11,9
11,7
12,7
Бросок мяча массой 1
м
6
7
8
5
кг из-за головы двумя
руками

девочки
СОГ- СОГ2
3
7,3
110

7,0
110

5

6

+3

+4

12,4
6

12,2
7

1. Могут ли подвергнуть прохождению процедуры допинг-контроля несовершеннолетнего
спортсмена?
ü не могут
ü только с его собственного согласия
ü могут
ü только с разрешения его законных представителей
2. Что такое витамины?
ü Биологически активные вещества, необходимые для жизнедеятельности организма
ü Вещества, необходимые для быстрого роста организма
3. Что такое закаливание?
ü Повышение устойчивости организма к факторам среды, путем систематического их
воздействия на организм
ü Длительное пребывание на холоде, с целью привыкания к низким температурам
ü Перечень процедур для воздействия на организм холода
4. При длительных спортивных нагрузках, сопровождающихся большими энергетическими
тратами (марафонский бег, бег на лыжах на 50—100 км, велогонки, дальние заплывы),
правильно построенное питание — наиболее эффективное средство сохранения и
поддержания физической работоспособности спортсменов. При этом пища должна быть...
ü твердой
ü жидкой
ü сухой
5. Отсутствие разминки перед началом занятий может привести:
ü к плохому самочувствию
ü к травме
ü перегреву мышц
27

6. Что входит в экипировку волейболиста?
ü майка, шорты, кроссовки
ü спортивные штаны, футболка, наколенники, кроссовки
ü дышащая спортивная форма, наколенники, рукава, гетры
7. Как назывался волейбол, когда только начал существовать?
ü волейбол
ü минтонет
ü рука мяч
8. Игрок совершил касание сетки мячом. Действия судьи.
ü подать сигнал, передать мяч противоположной команде
ü продолжить игру, не обращая внимания
ü остановка игры, спорный мяч
9. Волейбол – это…
ü вид спорта, командная спортивная игра, в процессе которой две команды
соревнуются на специальной площадке, разделённой сеткой, стремясь направить мяч
на сторону соперника таким образом, чтобы он приземлился на площадке
противника (добить до пола), либо чтобы игрок защищающейся команды допустил
ошибку.
ü командный вид спорта, в котором целью является забить мяч в ворота соперника
ногами или другими частями тела (кроме рук) большее количество раз, чем команда
соперника.
ü командная игра с мячом 7 на 7 игроков
10.Что показывает судья?

ü смена площадки
ü разрешить подачу
ü мяч противоположной команде

28

Список литературы
1.

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

11.
12.
13.
14.

15.

16.
17.

18.

Астрахова М.В., Стрельченко В.Ф., Крахмалев Д.П. Волейбол. Учебно-методическое
пособие по дисциплине «Физическая культура (электронный курс)» для студентов
очной и заочной форм обучения по всем направлениям подготовки квалификация
выпускника бакалавр. Пятигорск 2014.
Борисов О.О. Питание спортсменов: зарубежный опят и практические рекомендации
[Текст]:учеб. - метод. Пособие / О.О. Борисова. – М.: Советский спорт, 2007. - 132 с.
Е.П.Ильин Психология спорта. – СПб.: Питер, 2012. - 352 с: ил. – (Серия «Мастер
психологии»).
Железняк Ю.Д. 120 уроков по волейболу
ИссуринВ.Б. Подготовка спортсменов XXI века: научные основы и построение
тренировкм/ В.Б. Иссурин–М.: Спорт, 2016. – 464 с.
Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие. – М.: ТВТ Дивизион,
2006. – 290 с.
Макарова Г.А., Локтев С.А. Медицинский справочник тренера [Текст]/Г.А.Макарова,
С.А. Локтев. – 2-е изд., стереот. – М.: Советский спорт, 2006-587 с.
Михайлов С.С. Спортивная биохимия: Учебник для вузов и колледжей физической
культуры. - 2-е изд., доп.- М.: Советский спорт, 2004. – 220 с.
Никитушкин В.Г. Современная подготовка юных спортсменов методическое пособие
Москва 2009 г.
Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека(с возрастными
особенностями детского организма): Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений.
- 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский ценрт «Академия», 2002. – 448 с, 8 л.
Сергиенко Л.П. Спортивный отбор: теория и практика: монография [Текст] :/ Л.П.
Сергиенко. – М.: Советский спорт, 2013. – 1048 с.:ил. (Серия «Спорт без границ»).
Сингина Н.Ф., Фомин Е.В. Психолого-педагогические аспекты деятельности тренера по
волейболу, работающего в ДЮСШ.
Сластенина Т.А. Волейбол. Базовые элементы: учебное пособие / Т.А. Сластенина. Челябинск: Изд. ЮУрГУ, 2006. – 58 с.
Смирнов В.М., Дубровский В.И. Физиология физического воспитания и спорта:
Учеб.для студ. Сред, и высш. учебных заведений. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.
-608.
Фарфель В.С. Упражнение движениями в спорте [Текст] / В.С. Фарфель. – 2-е изд,
стереотип. -М.: Советский спорт, 2011. - 202 с.: ил. – (Серия «Атланты спортивной
науки»).
Фомин Е.В., Гревцов П.А. Общие основы силовой подготовки волейболистов и их
практическое приложение. Москва 2011.
Фомин Е.В., Силаева Л.В., Булыкина Л.В., Белова Н.Ю. Методическое руководство.
Возрастные особенности физического развитие и физической подготовки юных
волейболистов. Москва, 2014 г.
Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физической культуры и спорта:
Учеб.пособие для студ. Высш. Учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия»,
200. - 480 с.

29

Нормативно-правовые документы:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее — ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
З. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее — СанПиН);
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г.
№ 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее — Порядок);
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября
2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам,
утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября
2018 г. № 196«;
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей»;
10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ».
12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
13. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».

30

Приложение №1
Адреса реализации программы:
623300, Свердловская область, г.Красноуфимск, ул.Березовая, 6
623300, Свердловская область, г.Красноуфимск, ул.Манчажская, 22
623300, Свердловская область, г.Красноуфимск, ул.Советская, 13

31

Приложение №2
План-график распределения учебных часов в группах 1 года обучения.
№
п\п
1
2

3

4
5
6
7
8

Разделы
подготовки
Теоретическая
подготовка
Общая
физическая
подготовка
Специальная
физическая
подготовка
Техническая
подготовка
Тактическая
подготовка
Интегральная
подготовка
Соревнования
Контрольнопереводные
испытания
Всего

II

III

IV

V

VI

VII VIII

Всего

-

-

-

-

-

-

-

-

6

10 10 10

8

10

10

10

10

-

-

-

86

2

2

2

2

2

2

2

-

-

-

16

10

10 10 10

4

8

8

10

4

-

-

-

74

-

-

-

-

2

2

2

2

2

-

-

-

10

-

2

-

-

2

2

2

2

2

-

-

-

12

4

-

-

2
-

2
-

-

-

-

4

-

-

-

4
8

24

26 24 24

20

24

24

26

24

-

-

-

216

IX

X XI XII

-

2

8

2

2

2

-

I

План-график распределения учебных часов в группах 2 года обучения.
№
п\п
1
2

3

4
5
6
7
8

Разделы
подготовки
Теоретическая
подготовка
Общая
физическая
подготовка
Специальная
физическая
подготовка
Техническая
подготовка
Тактическая
подготовка
Интегральная
подготовка
Соревнования
Контрольнопереводные
испытания
Всего

II

III

IV

V

VI

VII VIII

Всего

-

-

-

-

-

-

-

-

6

8

8

10

8

10

8

-

-

-

76

4

4

4

2

4

4

4

-

-

-

32

8

6

6

6

6

6

6

6

-

-

-

56

4

4

4

2

-

4

4

2

-

-

-

-

24

-

-

-

-

-

2

2

4

2

-

-

-

10

4

-

-

2
-

2
-

-

-

-

4

-

-

-

4
8

24

26 24 24

20

24

24

26

24

-

-

-

216

IX

X

XI XII

-

2

2

2

8

8

8

2

4

6

I

32

План-график распределения учебных часов в группах 3 года обучения.
№
п\п
1
2

3

4
5
6
7
8

Разделы
подготовки
Теоретическая
подготовка
Общая
физическая
подготовка
Специальная
физическая
подготовка
Техническая
подготовка
Тактическая
подготовка
Интегральная
подготовка
Соревнования
Контрольнопереводные
испытания
Всего

II

III

IV

V

VI

VII VIII

Всего

-

-

-

-

-

-

-

-

6

8

8

10

8

10

8

-

-

-

76

4

4

4

2

4

4

4

-

-

-

32

8

6

6

6

6

6

6

6

-

-

-

56

4

4

4

2

-

4

4

2

-

-

-

-

24

-

-

-

-

-

2

2

4

2

-

-

-

10

4

-

-

2
-

2
-

-

-

-

4

-

-

-

4
8

24

26 24 24

20

24

24

26

24

-

-

-

216

IX

X

XI XII

-

2

2

2

8

8

8

2

4

6

I

33

Приложение №3
Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной
направленности по волейболу
Тренер-преподаватель Фамилия Имя Отчество
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДИСТАНЦИОННАЯ РАБОТА
Время выполнения: ___ минут.
РАЗМИНКА
ОРУ
ЗАМИНКА – статическая растяжка, восстановление дыхания

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».